Репортер «БИЗНЕС Online» на себе испытала прелести автомобильного путешествия на полуостров
Власти Крыма и эксперты рапортуют об увеличении в этом году числа туристов на полуострове. Корреспондент «БИЗНЕС Online» также решила познакомиться с чудной крымской природой и морем. О том, как добраться до полуострова на машине, какова платная трасса М4 «Дон» и как не попасться на удочку барыг из Тимашевска, читайте в нашем материале.
«Поскольку про «Крым наш» и про поездки на полуостров последние два года ходит много легенд и вымыслов, решились на себе проверить все тяготы и прелести самостоятельного путешествия на машине длиной в 2 тысячи километров в одну сторону»
1700 РУБЛЕЙ ЗА АВТОМОБИЛЬ И 150 РУБЛЕЙ ЗА ПАССАЖИРА
По данным социологов, 36% россиян в этом году мечтали съездить в Крым, но только 8% осуществили задуманное. Корреспондент «БИЗНЕС Online» оказалась в их числе. Выбирать место летнего отдыха начали еще холодной зимой. Турцию и Египет вычеркнули сразу по понятным причинам, от европейских курортов отпугивали курсы валют, родное Белое море и северные пейзажи порядком надоели, поэтому решили влиться в патриотическую струю и взять курс на наш юг. А поскольку про «Крым наш» и про поездки на полуостров последние два года ходит много легенд и вымыслов, решились на себе проверить все тяготы и прелести (надеялись, что второго будет больше) самостоятельного путешествия на машине длиной в 2 тыс. км в одну сторону.
Естественно, у кого-то может возникнуть вопрос: зачем тратить время на автопутешествие, когда самолет доставит на место за пару часов? Для нас ответ был очевиден и однозначен. Во-первых, мы страстные любители передвижения на личном автомобиле — ни от кого не зависишь, любуешься красотами нашей страны (надо признать, посмотреть есть что). Тем более в южном направлении мы так далеко еще не забирались и Крым для нас был в новинку. Во-вторых, это попросту дешевле — перелет на двоих туда-обратно выходил на порядок дороже, чем затраты на бензин.
Маршрут путешествия также начали планировать за несколько месяцев. Сразу решили, что наше путешествие не будет сводиться к переезду из точки А (Москва) в точку Б (какой-либо город Крыма). Путем недолгих споров и дискуссий определили идеальный для себя маршрут, чтобы и полуостров по максимуму посмотреть, и на пляже полежать. Хотя, надо признать, мы не поклонники «тюленьего» отдыха, прерываемого обильными трапезами. Итак, окончательный вариант маршрута по Крыму выглядел следующим образом: Феодосия (1 день) — Симферополь (1 день) — Бахчисарай (проездом) — Севастополь (2 дня) — Ялта (4 дня) — Судак (2 дня). Такой вариант нам показался оптимальным для короткого 2-недельного отпуска при условии, что 4 дня займет дорога туда-обратно.
Следующим пунктом подготовки к нашему путешествию стала покупка билета на паромную переправу. Наверное, уже всем известно, что для этого существует специальный сайт, где можно не только купить билет, но и понаблюдать за тем, что же происходит в накопителях перед посадкой. При этом сайт все время заманчиво сообщал, что среднее время ожидания — 1 час, а это совсем не стыковалось с рассказами о том, что люди на переправе проводят по 7 — 8, а то и 10 часов. Купить билет, конечно, можно и на месте, но мы решили планировать все четко — за 40 суток до дня икс оформили проездной документ. Так, за легковой автомобиль придется заплатить 1700 рублей, за каждого пассажира, включая водителя, — по 150 рублей. В итоге эта статья расходов у нас составила 4000 рублей за переправу туда-обратно.
Еще один немаловажный момент — гостиницы. Конечно, настораживали жалобы и стоны в соцсетях о том, что сервис в Крыму отсутствует совсем. К этому вопросу мы решили подойти еще более ответственно, отказавшись от любимой практики многих путешествующих на юг туристов — авось, на месте все решим. Мы такой подход категорически отвергли, не желая жертвовать своим комфортом в угоду дешевизне. Поэтому заранее изучили на одном известном сайте бронирования отелей отзывы и определили для себя приемлемые варианты. На этом предварительная подготовка к далекому путешествию была закончена.
О ПЛАТНОЙ ТРАССЕ М4 «ДОН»
Близилось начало отпуска. И чем ближе был этот день, тем больше было, согласно «Яндекс. Навигатору», пробок на трассе М4 «Дон». В выходные, за два дня до нашего отъезда, так вообще случилось что-то страшное — навигатор настойчиво предлагал объезжать трассу М4 стороной и строил маршрут через Тамбов, поскольку в районе Лосево в Воронежской области скопилась 30-километровая пробка, где люди стояли часами. Перспектива потерять драгоценное время на пробку, тем более на платной дороге, совсем не радовала.
Поэтому в понедельник решили выехать пораньше — в 4 часа утра. Так, казалось, сможем еще до темноты добраться до Ростова-на-Дону, где была запланирована остановка на ночь. На наше счастье, пробки оказались явлением выходного дня, когда, видимо, все жаждущие попасть на море выехали разом. В понедельник трасса была свободной.
«Наш путь пролегал через поля с кукурузой и подсолнухами вперемешку со станицами»
Теперь немного о трассе М4 «Дон». Почему-то казалось, что раз дорога платная, то это должна быть магистраль с соответствующим скоростным режимом — 110 — 130 км в час. Однако такое удовольствие, причем на непродолжительном участке, было лишь в Московской области. Остальной путь — в основном четырехполосная дорога с ограничением 90 км в час и с большим количеством камер контроля скорости. Так что погонять не получится. Да и трафик на трассе высокий. Поскольку мы выехали очень рано, то несколько платных участков проехали по ночному тарифу, который порой в два раза ниже дневного. Например, участок 21 — 93 км в Подмосковье днем стоит 100 рублей, а ночью — 50 рублей. Есть, конечно, вариант приобрести транспондер за 1 тыс. рублей и, как гласит реклама на протяжении всей М4, проезжать без задержек и со скидкой. На самом деле притормозить на пунктах оплаты все-таки придется даже тем, кто с транспондером. Мы же решили, что с покупкой аппарата ничего не выиграем, а только потратим лишние деньги, так как платные трассы не входят в наши ежедневные маршруты. В итоге за платные участки по дороге в Крым мы заплатили около 550 рублей.
К слову, платная трасса заканчивается вскоре после Воронежа, а дальше идет двухполосная дорога с обилием населенных пунктов. Вновь четыре полосы появляются только ближе к Ростову-на-Дону. При этом сразу возрастает количество огромных фур, которые постоянно норовят обогнать друг друга, не обращая внимания на следующих по левой полосе легковушек.
«Тех, кто заранее не позаботился о проездных документах, направляли в другую очередь, которая нам показалась гораздо больше нашей»
БАРЫГИ ИЗ ТИМАШЕВСКА
Итак, в первый день путешествия мы преодолели около 1100 км примерно за 14 часов. До переправы оставалось 450 км, плюс еще 100 км до Феодосии. На следующее утро уже никуда не спешили, поскольку наш слот на переправу был назначен с 15 до 21 часа. Выехали около 9 утра. Впрочем, именно эти 450 км и стали самыми долгими, но зато и самыми живописными — путь пролегал через поля с кукурузой и подсолнухами вперемешку со станицами, где, естественно, надо сбавить скорость. Добрались до порта «Кавказ» аккурат к 15 часам.
А могли бы ехать и дольше, если бы четко следовали маршруту, предлагаемому навигатором. Удивительно, но он упорно вел нас в пробку около Тимашевска, хотя тогда мы еще не знали, что на тех трех переездах люди стоят часами. Зато местные жители даже на этом умудряются зарабатывать. Сначала нас удивило большое число таксистов и просто каких-то мужчин, державших в руках табличку «Объезд пробки». Мы пожали плечами и уверенно приблизились к увеличивающейся на глазах пробке. Естественно, кто-то пытался прорваться по обочине, но их там уже встречали довольные патрули ДПС. Чем глубже мы продвигались, тем больше было предлагающих объезд. Во взглядах этих мужчин читалась насмешка — мол, я знаю больше, чем ты.
«Заскочили на паром, можно сказать, в самый последний момент»
— Сколько стоит? — крикнули мы одному из таких провожатых.
— А ты поедешь? — отреагировал он.
— Нет, — смеясь ответили мы.
— А зачем тогда спрашиваешь?
— Интересно.
— Стоит бумажные деньги, — мужчина все еще стоял на своем.
— Смотрите, вы предлагаете услугу. Я спрашиваю стоимость.
— 500 рублей, — сдался он. К этому моменту он уже успел просунуть голову к нам в окно.
— Вы с ума сошли! Я за 500 рублей лучше постою 15 минут.
— Не 15 минут, а 2 — 3 часа.
— Ха-ха-ха! Не рассказывайте сказки.
— Это вам просто повезло, что тут прохладно. А вот был 51 градус жары, — погрозил нам мужчина.
Действительно, еще накануне в Ростовской области температура не опускалась ниже 42 градусов. В этот же день уже были комфортные 25 градусов.
— Так тут пробка небольшая, после переезда уже все зеленое.
— Тут три переезда, братан! — по-свойски заявил мужик.
— Постоим, мы никуда не спешим, — не сдавались мы.
— Да не уговариваю, стойте, если приятно бензин палить. А так можно время сэкономить, а ты стой. Я просто так деньги не беру. Навигатор запоет, а потом уже. Даже навигатор не нужен, знаки есть, — сказал он и пошел искать других клиентов.
Мы, поразмыслив, решили, что раз местные столь настойчивы, то действительно есть объезд. И решили объехать. естественно, без помощи этих барыг. Стоило лишь загуглить, как объехать пробку в Тимашевске, так сразу первой ссылкой выдавался маршрут через город. Как и говорил провожатый, объезд занял 15 — 20 минут, а дальше — свободная дорога. Вот такой бизнес по-южному.
«Все спешат на палубу. Кто-то кормит чаек, кто-то ест сам в зале ожидания, а кто-то просто любуется видами»
ОЖИДАНИЕ, ДОСМОТР, ПЕРЕПРАВА — ВСЕГО ДВА ЧАСА
К первому накопителю перед паромом мы приехали к 15 часам. Поскольку у нас уже были с собой распечатанные билеты, нас определили в очередь для таких же. Тех, кто заранее не позаботился о проездных документах, направляли в другую, которая нам показалась гораздо больше нашей. Что делать дальше, нам было непонятно — никто ничего не сообщал, по громкой связи тоже ничего не передавали. Один из регулировщиков в синей футболке сказал, что каждые полчаса отправляет порции машин к парому. Пока же можно было перекусить, попить — рядом сооружены небольшие магазинчики, кафешки.
Действительно, минут через 25 — 30 мужчина начал размахивать полосатым жезлом — один за другим ряды тронулись. Непосредственно до переправы оставалось еще 10 километров. Там нас ждал второй накопитель, откуда уже все заезжали на паром. Но сначала — досмотр. Мы беспокоились, что придется вытаскивать все наши чемоданы и сумки (а их набралось так много!), плюс всю необходимую в путешествиях мелочь типа складных стульев. Но, видимо, наша парочка внушала доверие грозной тете в серо-синем камуфляже. Она, бросив беглый взгляд на наши паспорта, попросила проезжать дальше.
И вот мы оказались в следующей, наконец, последней очереди. Поскольку везде пишут, что паром ходит раз в час, то волновались, что ожидание будет долгим. Тем более вскоре один паром уже отчалил. Мы же пока стояли. Вскоре по соседним рядам начала бегать женщина, она собирала у всех билеты. Как на зло до нас она так и не добралась. И вот уже объявили, что паром скоро отправляется, а мы все так и стоим. И вдруг оказалось, что есть еще места, и вот уже открыли и наш ряд, и мы поехали, и билет у нас выхватили прямо на ходу. Заскочили, можно сказать, в самый последний момент.
«Из порта «Кавказ» невооруженным глазом можно смотреть на берег Крыма»
В трюме, куда заезжают машины, естественно, никто сидеть не остается — все спешат на палубу. Кто-то кормит чаек, кто-то ест сам в зале ожидания, а кто-то просто любуется видами и тем, как ветер треплет волосы и задирает платьица на девушках. К слову, паромы отправляются вовсе не раз в час, а сразу по мере загрузки, то есть получается так: подошел, выгрузил всех, погрузил новых и вновь пошел. Само путешествие на пароме длится всего минут 20, и это не удивительно: из порта «Кавказ» невооруженным глазом можно смотреть на берег Крыма.
Когда паром начинает приставать, все устремляются скорее рассесться по машинам. И только стоит ему соприкоснуться с берегом, как тут же все спешат выехать. Все процедуры, ожидание и переправа заняли у нас около двух часов. Вот мы и в Крыму.
Продолжение нашего путешествия по полуострову — в следующей части, где мы расскажем о крымских дорогах, об особенностях крымского гостеприимства, о том, почему фрукты и овощи такие дорогие и чего лишились крымчане после присоединения к России.
как правильно сдать авто в аренду